•  


Карта метро Лондона (Великобритания)


Метрополитен Лондона представляет собой систему линий метро, действующих в столице Великобритании городе Лондоне и сочетающей, как подземные, так и надземные станции. В настоящее время лондонское метро считается одним из самых крупных в мире и включает 268 станций. Общая же протяжённость лондонского метрополитена составляет 408 километров. Что касается ежегодного пассажиропотока, то он превышает 1,2 миллиарда человек.

В начале девятнадцатого века главные улицы Лондона были сильно загружены различным транспортом, не говоря о многочисленных пешеходах. Это существенно затрудняло передвижение по центру города. К примеру, английские торговцы были вынуждены постоянно перевозить свою продукцию через Темзу либо на пароме, либо через лондонский мост. Соответственно, создание системы, призванной разгрузить центральные улицы Лондона, стало лишь вопросом времени.

Создателем метро Лондона можно считать французского изобретателя Марка Изабрама Брюнеля, который придумал так называемый "проходческий щит", предназначенный для прокладки подземных тоннелей. Подобный щит приводился в действие специальными домкратами, которые проталкивали землю, убираемую впоследствии рабочими. Таким образом, Брюнелю удалось создать первый в мире подводный тоннель, проложенный в 1843 году.

Создание подводного тоннеля под Темзой не только положило начало строительства лондонского метрополитена, но и проложило путь современному метростроению. Следует отметить, что подводный тоннель, построенный Брюнелем, входит в состав лондонского метро и сегодня. Кроме того, метрополитен Лондона считается первой системой метро в мире, потому что до прокладки подводного тоннеля под Темзой подобных инженерных решений не существовало ни в одной другой стране.

С появлением тоннеля под Темзой начался и бурный рост самого лондонского метрополитена, и уже в 1880 году он перевозил сорок тысяч пассажиров в сутки. Ежегодный же пассажиропоток лондонского метро по состоянию на 1880 год составлял около сорока миллионов человек. Что касается первых подвижных составов метро Лондона, то они являлись обычными паровыми поездами, работающими на угле и испускающими большое количество гари.

С появлением электропоездов тоннели лондонского метро начали прокладывать на большой глубине. Причём для их сооружения были использованы уже не проходческие, а буровые щиты цилиндрической формы. Надо сказать, что такие щиты используются и в современном метростроении. В обделке же станций метрополитена Лондона преобладают чугунные тюбинги. Обделка некоторых тоннелей выполнена по шарнирно-кольцевому принципу, который ввиду недостатков не получил широкого распространения.

Во времена Второй мировой войны станции лондонского метро использовались в качестве бомбоубежищ. В ходе войны в этих убежищах размещались койки, туалеты и медицинские пункты. Хотя власти Лондона изначально препятствовали размещению подобных сооружений в метрополитене, из-за постоянных бомбёжек со стороны Германии они были вынуждены разрешить использовать их в гражданских целях. Поэтому метро спасло жизнь сотням тысяч жителей Лондона.