Кольцевым путём

25 Мар 2009
Оценив растущую популярность внутригородских электричек, власти Красноярска и КрЖД считают необходимым увеличить количество остановок на железнодорожном кольце города.

Как рассказал заместитель начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях КрЖД Александр Шевченко, запустить внутригородские электрички заставили постоянно увеличивающиеся автомобильные пробки. Красноярск вытянут вдоль Енисея почти на 30 км, при этом через реку перекинуты пять мостов, причём два из них – железнодорожных. И в час пик проехать с одного берега на другой на автотранспорте весьма затруднительно. Надежды на метрополитен откладываются – его строительство идёт очень медленно. В итоге красноярцы, а также жители городов-спутников вынуждены тратить на дорогу до работы порой 2–2,5 часа.

В связи с этим в 2007 году городские власти обратились к Красноярской магистрали с просьбой запустить внутригородской железнодорожный маршрут. И уже в июле прошлого года в часы пик по краевой столице начали курсировать электропоезда, замкнув город в кольцо.

Пассажиры оказались довольны новой услугой: стоимость проезда одной зоны на городском электропоезде не превышает цены за одну поездку на муниципальном автобусе. Время прохождения электрички по всему кольцу, соединившему старый центр Красноярска с его новыми микрорайонами, составляет всего 1 час 40 минут. Для сравнения: чтобы проехать то же расстояние на машине, потребуется не менее трёх часов. Средняя скорость движения электропоезда – 80 км/ч, в то время как скорость движения автотранспорта в Красноярске, по оценке городского департамента транспорта, составляет не более 30 км/ч.

Несколько месяцев железнодорожники следили за динамикой пассажиропотока. Сначала населённость электричек была невелика – в день перевозилось всего около 300 пассажиров. «К осени эта цифра увеличилась до 500, а ближе к зиме пассажиропоток превысил 1000 человек. Сегодня населённость электропоездов составляет 35–40%, это выше среднедорожных показателей по пригородному комплексу», – говорит генеральный директор ОАО «КрасПригород» Александр Мишура.

Всё же эта цифра ещё не достигла максимума. «Спрос на услугу полностью не удовлетворён, что связано в первую очередь с недостаточным количеством остановок. Сейчас на 70-километровом городском маршруте Базаиха – Красноярск-Северный их всего 12. Отрицательно сказывается иногда и слабая информированность горожан о возможностях железной дороги», – поясняет Александр Мишура.

Именно поэтому на недавнем совещании руководства КрЖД и муниципальных властей обсуждалась возможность замены временных остановочных платформ на капитальные, строительства новых остановочных пунктов, а в дальнейшем и расширения зоны курсирования городских электропоездов.

По словам начальника Красноярской магистрали Владимира Рейнгардта, чтобы полностью реализовать потенциал городских электропоездов, необходимо организовать их работу по принципу метро (между остановками не должно быть больше 1,5 км). «Наряду со строительством дополнительных платформ нужны инвестиции в развитие железнодорожного моста «777» для организации по нему двухпутного движения. Это увеличит пропуск как пассажирских, так и грузовых поездов. Но такой проект можно реализовать только на условиях государственно-частного партнёрства», – говорит Владимир Рейнгардт.

По словам Александра Шевченко, власти Красноярска и его городов-спутников заинтересованы в развитии внутригородских перевозок. Ведь это не только борьба с пробками, но и возможность связать Красноярск с теми населёнными пунктами, до которых сейчас можно добраться лишь на автобусе. «Быстрое развитие автомобильных дорог при кризисе мы вряд ли увидим. И сегодня для всех нас выгодно и эффективно использовать систему железнодорожного транспорта. Необходимо сделать удобные платформы. Подвязать к конечным пунктам автобусные маршруты. Перспектива у проекта огромная», – уверен заместитель мэра Красноярска Виталий Бобров. И здесь власти ждут инициативы от бизнесменов – владельцев торговых сетей и руководителей крупных предприятий. Позитивные сдвиги в этом направлении уже есть – существуют устные договорённости с владельцами склада-магазина бытовой техники о строительстве остановочной платформы в районе расположения этой торговой точки.

«Городские электрички помогут также и в решении экологических проблем», – уверен Владимир Рейнгардт. Ведь количество автомобилей в Красноярске с каждым годом увеличивается. В то же время железнодорожный транспорт не только безопасный, скоростной и комфортный, но и экологически чистый.

Перспективы городского пассажирского железнодорожного движения связаны и с реализацией проекта создания красноярской агломерации. Этот проект в том числе включает и организацию пригородного сообщения с Сосновоборском и Железногорском, строительство железнодорожной линии до международного аэропорта Емельяново.

Обсудить на форуме