•  
  • венерина мухоловка


«Спасская» увековечила ошибки

10 Мар 2009
Фрунзенский радиус наконец-то стал Фрунзенско-Приморским диаметром. 7 марта без особой помпы была открыта станция «Спасская», которая, наконец, позволила разделить существовавшую более 15 лет Правобережную, 4-ю, линию петербургского метрополитена. Несмотря на предупреждения, не все горожане оказались готовы к переменам. Корреспонденты “Фонтанки” обновили транспортный узел в первый день после открытия и в первый рабочий день, заметив несколько досадных ошибок.

Напомним, что ещё 20 декабря в Петербурге должно было появиться пять полноценных линий вместо четырёх. Однако из-за проблем на станции «Спасская» разделить линии не удалось, а движение началось лишь на коротеньком участке между станциями «Волковская» и «Звенигородская». После этого открытие «Спасской» переносили ещё несколько раз, и вот 7 марта, одновременно со всеми остальными станциями петербургской подземки, открылась и «Спасская».

Первые же пассажиры, прибывающие со стороны «Достоевской» 7 марта, оказывались в затруднительном положении: их привычный маршрут был нарушен, ведь они планировали приехать на «Садовую» или отправиться дальше, но их просили покинуть вагоны на какой-то доселе неизвестной станции. Вопреки обещаниям, метрополитен так и не сумел обеспечить достаточное информирование пассажиров даже на своей территории. Корреспондент «Фонтанки», добираясь до этого центрального пересадочного узла, чего только не увидел по пути. В вагонах одновременно можно было встретить сочетание сразу трёх схем метрополитена: самой старой без отростка с «Волковской», промежуточную схему с «Волковской» и новую схему, разительно отличающуюся по дизайну. Всё это приводило пассажиров в полное замешательство. На самой станции люди пытались узнать о том, куда их привезли и куда им идти теперь, но сотрудников метрополитена было мало. Не меньшее удивление было и у тех, кто проезжал мимо «Садовой» и оказывался на «Звенигородской», хотя ещё вчера на её месте была «Достоевская».

Только часам к 11 утра на станциях «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская» появилось около 20 сотрудников СКМ (службы контроля метрополитена), которые начали объяснять попавшим в затруднение пассажирам, в каком направлении им ехать. Однако, далеко не все сотрудники сами понимали, куда направить людской поток. Корреспондент «Фонтанки» стал свидетелем того, как один из работников на «Спасской» отправлял людей в совершенно противоположную сторону, попросту перепутав «Садовую» и «Сенную площадь». Впрочем, далеко не все прибегали к помощи работников метро, многим хватало и информационных указателей, которых повесили достаточно много. Однако, шрифт их оказался для некоторых несколько мелковат, а синий и фиолетовый цвета, обозначающие линии, были указаны лишь в маленьком кружочке и почти не отличались друг от друга. Кстати, на новых схемах в вагонах метро Правобережная (оранжевая) и Кировско-Выборгская (красная) линии также стали почти одного – красного цвета.

Сама станция получилась довольно симпатичной. Разочаровали лишь несколько деталей. Первое замечание касается архитектурного оформления. Доминантой на станции является панно, которое должно было отразить благодарность потомков зодчим Петербурга. Однако на панно получилось, что станция посвящена некоему «Зодчеству Петербурга». Но если по этому пункту ещё можно долго спорить, то ошибки в фамилиях великих архитекторов вызывают недоумение у тех, кто хорошо знает историю родного города. Например, фамилия Валлен-Деламот (Vallin de la Mothe) превратилась в Деламот, а архитектор Тома де Томон превратился в Детомона. Не совсем понятно кого из Адамини имели в виду создатели панно, ведь на благо города трудились сразу четверо членов этой семьи швейцарского происхождения. При указании братьев Шарлемань указали «Бр. Шарлемани», а вот Косяковы вышли уже вроде и не братьями. Из трёх архитекторов семьи Бенуа предпочтение отдали только Николаю Леонтьевичу и Леонтию Николаевичу, указав буквы «Н» и «Л», забыв как об отчествах, так и о потомке – Альберте Николаевиче Бенуа. Во всей этой чехарде и путанице несколько забавно выглядит указание принадлежности фон Гоген. Но вершиной всего этого безобразия стала «опечатка» в фамилии Огюста Монферрана, который превратился в Монферана. Сам подбор фамилий также вызывает ряд вопросов. Почему среди величайших архитекторов не указан, например, Николо Микетти, который создавал фонтаны и каскады Петергофа. А среди новейших архитекторов «забыли», например Сергея Евдокимова, много лет руководившего мастерской Ленпроекта и создавшего много прекрасных ансамблей?

Ранним утром 7 марта на станции была замечена делегация руководства метрополитена во главе с Владимиром Гарюгиным, в сопровождении конструктора эскалаторов Виктора Христича. Делегация прошла через все станции, задерживаясь в некоторых местах, но ошибки на панно так никто и не заметил.

Второе замечание касается переходов между станциями. Напомним, что задержка в пуске была вызвана длительной наладкой новых эскалаторов, которые впервые изготовил «Универсалмаш», никогда ранее не производивший подобной продукции. Однако, несмотря на наличие самодвижущихся лестниц, переходы полны подъемов и уклонов. При переходе со станции «Сенная площадь» на «Спасскую» пассажиры вынуждены сначала подняться, а затем – спуститься. После этого пешеходный переход имеет значительный уклон, который при наличии полированного пола может стать роковым для некоторых пассажиров, особенно для девушек на высоких каблуках. Возникает вполне логичный вопрос, почему же нельзя было сделать эскалаторы необходимой высоты, больше на 1,5 метра, и избавиться от одной лестницы и столь крутого уклона? Или же просто при строительстве ошиблись маркшейдеры, и тоннели не сошлись в необходимой точке? Кстати из-за уклона в этом переходе одна из дверей выглядит «кривой», поскольку установлена она строго перпендикулярно земной поверхности, а вот отделку пешеходного перехода монтировали перпендикулярно имеющему уклон полу.

Аналогичная ситуация и в переходе «Садовая»-«Спасская», там также складывается ощущение, что эскалаторы вышли несколько короче и поэтому пришлось делать уклон в пешеходном тоннеле, где также очень тяжело идти пожилым людям и девушкам на шпильках.

Эскалаторы в первый день работали относительно сносно, хотя в районе полудня наблюдались заторы на переходах, поскольку было включено по одной машине на подъём и спуск. А дело в том, что около 11 часов сломался один из эскалаторов, и из недр чудо-машины раздавались удары чудо-кувалды, которая в России является универсальным ремонтным инструментом. Сами эскалаторы удивили повышенной вибрацией ступеней и очень низкой скоростью. Причём различаются скорости не только машин в разных наклонных ходах, но и двух рядом стоящих. Когда, наконец, включили по две машины на подъём, то выяснилось, что некоторым пассажирам повезло, и они едут быстрее соседей. Таким образом, основное преимущество этих эскалаторов – компактность - было «съедено» низкой скоростью, поскольку пропускная способность наклонного хода напрямую зависит от скорости движения.

Самое главное испытание ожидало новый пересадочный узел во вторник – 10 марта, когда сотни тысяч петербуржцев отправились на работу и учёбу, в том числе и через эти станции. Но бесспорно: три выходных дня сыграли на руку горожанам, и многие смогли изучить новые схемы перемещения по петербургской подземке. При входе на “Садовую” буквально на каждом столбе повесили новую схему линий, указателей – больше чем достаточно. Одна досада: при пересадке со “Спасской” на “Садовую” сперва работал только один эскалатор, а через несколько минут встал и второй. Так что пассажиров вежливо попросили развернуться и пройти через “Сенную”. То же самое происходило и на платформе новой станции. Впрочем, через несколько минут движение возобновилось. По всей вероятности, это и была одна из пресловутых “технических остановок”, о которых говорило руководство метрополитена перед открытием новых эскалаторов. В первый рабочий день, в отличие от выходных, на всех трех станциях пересадочного узла в сотрудниках метрополитена нехватки не было – запутавшимся объясняли, куда идти, однако пожилые люди все равно по несколько минут стояли в растерянности перед указателями.

Тем временем на станции «Звенигородская» уже слышны работы отбойных молотков, пробивающих выход в город. Скоро, по всей видимости, работы по проходке будут закончены, и начнётся монтаж оборудования.

Отраден и тот факт, что, оказывается, можно открывать метро и без перерезания ленточек, фейерверков, оркестров и других бессмысленных атрибутов, а просто пустить пассажиров на станцию с самого утра, а не в 14 часов, как это было на открытии станции «Волковская». Ведь метро, прежде всего, для пассажиров.

Владимир Фёдоров,
Ксения Потеева,
"Фонтанка.ру"

Обсудить на форуме