От вертолетов к метро - от мечты к реальности

7 Апр 2009
Актуализированный Генплан-2025 - основной закон, согласно которому Москва будет развиваться в ближайшие 16 лет. О том, что предполагает этот документ для решения транспортной проблемы в столице, рассказали его разработчики: директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко и руководитель управления транспорта института Михаил Крестмейн. Работа проектировщиков, разрабатывающих Генплан, позволяет немного помечтать, признался Михаил Крестмейн в начале пресс-конференции, состоявшейся в РИА «Новости».

В документе прописываются основные потребности мегаполиса, вне зависимости от того, хватит ли потом средств на реализацию мер по их выполнению. Но, несмотря на такие возможности, в беседе с журналистами представители НИиПИ Генплана предпочли опуститься с небес на землю. Москва образца 2025 года - это город, жители которого личному транспорту предпочитают общественный, а лидером по перевозкам, как и прежде, остается метро.

Дефицит с 60-х

Обновленный Генплан, который планируется принять к концу 2009 года, как отметили эксперты, в отличие от своих предшественников впервые отдал приоритет не жилищному строительству, а развитию транспортной инфраструктуры в городе. Причиной тому стала острая нехватка и организация улично-дорожной сети в Москве, накопившаяся с 60-х годов прошлого века. В течение нескольких десятилетий, кроме МКАД, дороги до недавнего времени в столице почти не строились. Поэтому теперь Москве будет необходимо построить еще более сотни километров магистралей, уточнил Крестмейн. Согласно Генплану развития Москвы до 2025 года, вместе с Четвертым транспортным кольцом будут построены Северная и Южная рокады, появятся дублеры Варшавского, Ярославского шоссе и Кутузовского проспекта и другие трассы.

«Дублеры планируется строить в землеотводах железных дорог, - пояснил М.Крестмейн. - Это будут не такие парадные трассы, как центральные магистрали, но они помогут облегчить транспортную ситуацию в Москве».

Правда, как признают проектировщики, недостаточно строить только новые дороги. Необходимо еще и реконструировать старые. «И без того, и без другого нам не обойтись, - заявил М.Крестмейн. - Только комплексный подход к любому элементу строительства в городе может приблизить нас к успеху».

Ничего личного

Однако, как заявил Сергей Ткаченко, ни о какой транспортной проблеме, тем более о пробках в Москве можно было бы не говорить, если бы люди чаще отказывались от личного транспорта в пользу общественного. У нас же пока передвижение на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро воспринимается как минус, неудобство. Поэтому, как только москвич приобретает собственное авто, он готов и к пробкам, и часам простоя - лишь бы не возвращаться к общественным перевозчикам. А это большой минус для города.

Чтобы переломить эту ситуацию, общественный транспорт должен стать намного комфортнее, отметил Ткаченко. Именно поэтому одно из важнейших мест в Генплане-2025 отведено проектам по развитию городского транспорта.

Ни у кого не вызывает сомнения, что основополагающим транспортом в Москве является метро. Наземный транспорт испытывает те же трудности в передвижении, что и личные автомобили. «Лучше метро пока еще ничего не придумали», - добавил Крестмейн.

Просчитано, что долю Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта нужно увеличить с сегодняшних 56 до 80 процентов. Стратегия его развития включает строительство ранее замороженных проектов, новых станций, особенно в районах с наиболее сложной транспортной ситуацией. И главное, уже в ближайшие 10 лет необходимо приступить к созданию третьего пересадочного контура, а также первоочередной вылетной линии метро на Кожухово, Некрасовку и Люберцы.

Транспорт будущего, или Мечтать не вредно

Что же касается наземного транспорта, то и тут ожидаются нововведения и даже эксперименты. Так, например, одна из первых трасс скоростного трамвая появится пока только на шоссе Энтузиастов. Найдется ли потом еще место для его применения, покажет время. И как бы того ни хотелось экологам и страстным почитателям европейского опыта, «всю Москву он не спасет», заметил М.Крестмейн.

То же самое относится и к речному транспорту. Когда о нем только заговорили как об общественном, реализация проекта казалась совсем уж «сказочной». Но, вопреки всему, речные «маршрутки» скоро должны начать свои регулярные рейсы. Хотя ежедневно на работу на них не поездишь: не позволит география города и расположение его водных артерий. Однако для туризма и прогулок его можно будет использовать, как и раньше.

Туристическим транспортом в центре города, возможно, станет велосипед. Правда, для этого только следует устроить систему дорожек по набережным и живописным столичным улочкам. Кроме того, в Генплане уже заложено множество велосипедных маршрутов по всей Москве.

Вряд ли станет массовым и проект из категории «эксклюзив» - воздушное такси. Как рассказал Сергей Ткаченко, идея его создания широко обсуждалась и было разработано 60 направлений для полетов и точек опор для посадки. Появились даже нормативы обязательного размещения вертолетных площадок на высотных и просто высоких зданиях. Но проект остался пока на бумаге. Камнем преткновения стали городские законы, связанные с воздушной безопасностью Москвы. Поэтому реальностью массовое воздушное такси сможет стать только тогда, когда станет возможным обеспечить безопасное движение вертолетам, а также тем, кто в это время находится на земле. __________________________________

Единая программа развития транспортного комплекса Москвы

Так называется документ, подписанный в марте столичным мэром Юрием Лужковым.

В программе говорится, что в городе будут продолжены строительство и реконструкция Звенигородского проспекта, Ленинградского шоссе, начнется строительство участка Четвертого транспортного кольца от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов. Приступят к сооружению южного дублера Кутузовского проспекта.

Кроме того, в нынешнем году должна быть завершена реконструкция Варшавского шоссе от Московской кольцевой до Щербинки, Крестовского моста и Советской улицы в коммунальной зоне «Внуково», а также Панфиловского проспекта (Зеленоград).

Марина Кекина

Обсудить на форуме