•  


Станция метро Академика Барабашова

"Академика Барабашова" - станция Салтовской линии метрополитена г. Харькова. Расположена между станциями "Киевская" и "Академика Павлова", имеет выходы на проспект 50-летия ВЛКСМ и улицу Академика Павлова и к крупнейшему рынку г. Харькова и восточной Украины.

По распоряжению Министров СССР после разработки технического проекта в августе 1977 года были начаты работы по строительству второй очереди Харьковского метро. Участок строился от станции "Исторический музей" до станции "Барабашова" из центра города в жилмассив Салтовский. Первый участок, включающий в себя 5 станций, вышел в эксплуатацию 11 августа 1984 года. Между станциями "Киевская" и "Барабашова" (первоначальное название станции) был возведен крытый метромост. В 2003 году по решению ГорСовета станция была переименована в станцию метро "Академика Барабашова".

До начала строительства второй очереди Салтовской линии (23 октября 1986) "Барабашова" была конечной.

Станция мелкого заложения, колонного типа оригинальна в своем конструктивном решении. Построена из железобетонных конструкций. Шаг колонн здесь больше, чем на аналогичных станциях, он увеличен до 9 метров (для сравнения на других расстояние - 6 метров). Это решение снижает количество опор в полтора раза и увеличивает пространство для удобства пассажиров.

В художественном оформлении зала были задействованы различные по форме железобетонные конструкции, которые в общей композиции придают станции некую камерность и уют. Потолок зала оборудован овальными нишами и плитами с ребристой поверхностью. Отделкой путевых стен стала рельефная металлоэмалевая плитка.

В оформлении стен и пола использовался разный по цвету и фактуре камень. Для колонн V-образного типа применялся белый мрамор, пол платформы отделан светлым гранитом и черным лабрадоритом, стены вестибюля уфалейским мрамором. Витражи в вестибюле на тему устройства вселенной и познания ее человечеством художественно раскрывают название станции, посвященное известному астроному.

Пока станция с 1984 по 1986 год была конечной на Салтовской линии, к ней съезжались наземные маршруты со всего массива. После постройки еще 3 станций пассажиропоток упал, но в 1995 году рядом со станцией построили оптовый вещевой рынок, который начал быстро разрастаться. Теперь пассажиропоток составляет более 60 тысяч человек в сутки. Разветвленное путевое хозяйство станции состоит из западной ветви в электродепо "Салтовское" и съезда на востоке, часто использующегося для оборота составов. В начале 2000-х годов эти съезды применялись для сокращения следования поездов в дневное немноголюдное время.

При строительстве участков от и до станции "Академика Барабашова" Харьковметрострю приходилось решать непростые задачи. Участок между станциями "Академика Барабашова" и "Академика Павлова" представляет собой зону перехода из поймы в надпойменную террасу. На протяжении 240 метров тоннель возводился на железобетонных сваях, погруженных на 11 метров в глубину до водоупора. Затем на сваи устанавливались железобетонные плиты фундамента и на него монтировались конструкции тоннеля прямо на поверхности, а потом были засыпаны землей.

Между "Барабашова" и "Киевской" возведен единственный метромост Харьковского метрополитена. Его длина составляет 980 погонных метров. Линия здесь пересекает р. Харьков и выходит на поверхность. Длина перегона между этими станциями в 2407 метров является самой большой в харьковском метрополитене.

Мост намеренно спроектирован в виде закрытой утепленной галереи с целью поддержания единой температуры в тоннелях метро и подавления шума от движения поездов и повышения эксплуатационного срока.

Аналогов таких закрытых галерей в советском метростроении до Харьковского метромоста не существовало, поэтому возведению его предшествовали поиски инженерных решений и технологий возведения. Проект метромоста был экспериментальной площадкой и для Главметрополитена, и для Госстроя.

Закрытый мост состоит из совокупности стоек с расстоянием между ними в 10 метров. Керамзитобетон, уложенный в контакте с путевым бетоном, служит для термоизоляции со стороны фундамента. Асбестоцементные плиты, как и стены, покрыты гидрофобным составом для предупреждения воздействия влаги, а несущие металлические элементы оштукатурены по условиям пожарной безопасности. От влаги также защищают многослойные рулоны из песчанно-цементной стяжки на металлической сетке. Профилированные металлические листы с эмалевым покрытием защищают мост сверху, кровля выполнена с таким наклоном, чтобы дождевая вода стекала за пределы галереи. Проход по мосту воспрещен и охраняется военизированной охраной.