Станция метро Пушкинская

Станция "Пушкинская" принадлежит Салтовской линии Харьковского метрополитена и находится под площадью Ярослава Мудрого, образованной углом улиц Пушкинская и Петровская. "Пушкинская" была заложена первой из восьми станций второй линии 16 апреля 1977 года. Ее постройка велась закрытым способом. Первый поезд с пассажирами от станции отошел 10 августа 1984 года.

Станция метро "Пушкинская" стала самой глубокой станцией метро в Харькове, ее глубина по вертикали достигает 30 метров. Эскалаторный спуск от распределительного зала до выхода из метро состоит из 160 ступеней, при возможных—365. Станция глубокого заложения пилонного типа, построена не из чугунных тюбингов, как аналогичные станции первой очереди, а из сборных железобетонных конструкций, что дает больший простор в зале распределения.

Архитектурно-художественное решение станции связано со временем великого поэта. И вестибюль, и станционный зал напоминают дворцы или театры 19 века. Облицовка пилонов в форме ниспадающих складок материи, светлые мраморные стены на фоне темного пола, декоративные решетки вентиляции, позолоченные светильники, большая люстра в классическом стиле воссоздают бальные залы или интерьеры светских домов пушкинской эпохи.

Художественные элементы и барельефы из жизни или творчества Пушкина дополняют композицию. Стены станции украшают более 20 барельефов из бронзы, фаянса, кованого металла. Это и изображение Пушкина, идущего по набережной Невы и сцены из сказок со стихотворными строками. Особенно мастерски выполнены 5 рельефных панно в вестибюле перед эскалатором. Завершает композицию известный профиль Пушкина в лавровом венке.

Наименование станции выполнено из позолоченных прописных букв, стилизованных под почерк знаменитого поэта. Примечательно, что это одно из двух названий харьковского метрополитена, которое после распада СССР не было заменено на украинский язык.

Технически станция тоже имеет много особенностей. Впервые здесь были внедрены в эксплуатацию бесстыковые рельсовые цепи. Поскольку станция "Пушкинская" находится на большой глубине и между ней и "Киевской" на перегоне имеется большой перепад высот, 24 бесстыковые рельсы позволили решить проблему наибольшего уклона.

Станция имеет выходы к общежитию "Гигант" и юридической академии. Вблизи станции расположены педагогический и автодорожный университеты, а также научные и лечебные учреждения. Транспортная развязка способна соединить этот район с Алексеевкой, Павловым Полем и Пятихатками.