•  
  • Смотрите камни для банной печи тут.


Станция метро Университет

"Университет" - станция Харьковского метрополитена Салтовской линии. Находится между станциями "Исторический Музей" и "Пушкинская". Со станцией "Госпром" Алексеевской линии связана одним подземным переходом. Имеет выходы к улице Сумской, проспекту Правды и площади Свободы - на юге, а к Саду им. Шевченко, Харьковскому Университету им. В.Казарина и областному дворцу детского и юношеского творчества – на севере.

Станция расположена в центре города под площадью Свободы (ранее Дзержинская), крупнейшей площадью в Европе, седьмой в мире и самой красивой в Харькове. Архитектурно-художественное оформление станционного зала отвечает всем требованиям места: величественность и просторность зала, строгие линии, нарядность белого мрамора.

В Харьковском метро эта одна из двух станций, имеющих двойную этажность, но, как и на Научной станции, верхний этаж для пассажиров зачастую закрыт.

Станция "Университет" колонного типа, мелкого заложения, была пущена 10 августа 1984 года. "Дзержинской" называлась по наименованию площади. В 1991 году после провозглашения независимости Украины все топонимы, связанные с организатором "красного террора", были заменены, а статуя Дзержинского с площади демонтирована. Станция получила свое название в связи с расположенным неподалеку Харьковским Национальным Университетом.

Двухуровневая станция метро "Университет" имела уникальный проект, и была построена в соответствии с конструктивными объемно-планировочными решениями.

Ширина платформы станции больше обычного на 13 метров из-за находящегося посередине перехода на станцию "Госпром". По задумке инженеров в переход должны были вести эскалаторы, от которых впоследствии отказались и заменили лестницами для удешевления проекта в экономический кризис.

По сравнению с типовыми станциями высота зала больше на 2 метра. На протяжении всего центрального зала в монолитном бетоне реализованы купола диаметром 6 метров, в которых разместились массивные гроздья светильников. Каждый такой блок купола располагается друг от друга на расстоянии 12 метров и весит более 120 тонн.

Над платформой возведены два балкона. До начала 90-х годов по одному балкону можно было проходить из одного вестибюля в другой, не заходя на станционную платформу и контрольный пункт. Сейчас его открывают только на время проведения выставок или торжественных мероприятий несколько раз в год. Во втором балконе с самого сооружения размещаются служебные помещения.

Два вестибюля станции "Университет" имеют хорошо разветвленную систему подземных переходов с многочисленными магазинами. Интерес с точки зрения архитектуры представляет выход с установленными только на подъем эскалаторами. Выход заканчивается стеклянным холлом и расположен в небольшом сквере на перекрестке проспекта Правды и улицы Сумской. Этот выход метро получил в народе название "Стекляшка".

Интересные факты о станции:

Под площадью Свободы до постройки станции "Университет" оседал грунт, и это было большой проблемой для архитекторов. Но при возведении метро под площадью строителями было проложено бетонное основание.

"Стекляшка" используется только как выход из метро на проспект Правды и является традиционным местом встреч молодых людей. В сентябре 2006 года возле стеклянного холла был устроен "День Стекляшки", а на миниатюрной сцене была создана карта мира из жетонов метро. За то, что сквер и выход метро стали для горожан местом свиданий, на празднике предложили заложить здесь камень неиссякающей любви. Но традицией этот праздник так и не стал. В 2007 выход был закрыт на реконструкцию и плановый ремонт. В 2009 году молодые дизайнеры белой и серебряной краской на стекла нанесли силуэты парней и девушек в движении, после чего стеклянный выход приобрел более современный и стильный вид.

Памятник метростроевцу. К 35-летию окончания строительства станции "Университет" в одном из ее вестибюлей установили памятник метростроевцу. "Железный дровосек" выполнен из обрезков металла и рессор и пронзен рельсой-опорой. Постконструктивистский рабочий в оранжевой строительной каске символизирует тяжкий труд метрополитеновцев под землей. Горожане приняли его неоднозначно.

Концерт в метро. Впервые в истории европейского метрополитена в ночь на 20 апреля 2009 года на платформе станции метро "Университет" состоялся концерт симфонического оркестра Харьковской областной филармонии и академического хора им. В. Палкина. С полпервого ночи в метро полтора часа звучали классические произведения и мелодии из популярных советских кинофильмов. Специально по такому случаю открыли оба балкона, для большей безопасности на пути были выведены поезда. На мероприятии побывало около 6000 гостей города и харьковчан.