•  


Карта метро Тегерана (Иран)


Тегеранский метрополитен – система линий метро, которая действует в столице Ирана городе Тегеран. На сегодняшний день является единственной системой метро во всём Иране. Состоит из четырёх линий, общая протяжённость которых превышает девяносто километров. Соединяет также столицу Ирана с крупным городом-спутником Кередж, что находится на севере страны.

История тегеранского метро начинается в 1970 году, когда власти Ирана объявили международный тендер на строительство в столице системы скоростного электротранспорта. В итоге тендер выиграла французская компания "SOFRETU" и уже в 1974 году она представила муниципалитету первоначальный проект метро, включающий восемь линий, автобусную сеть и несколько хайвэев.

Когда проект был принят, компания "SOFRETU" в 1976 году приступила к проведению геологических исследований, необходимых для строительства тегеранского метрополитена. В 1978 же году началось строительство первой линии метро, которая располагалась на севере Тегерана. Однако в 1979 году из-за революции и начала войны с Ираком возведение метрополитена было приостановлено.

Уже в декабре 1980 года компания "SOFRETU" прекращает свою деятельность в Иране, а 3 марта 1982 года кабинет министр заявляет о приостановке строительства тегеранского метро. Тем не менее, в 1985 году парламент Ирана принимает законопроект, предполагающий продолжение строительства метрополитена. Следует отметить, что новый проект тегеранского метро полностью копировал старый план.

Полноценное строительство тегеранского метрополитена началось с сооружения линии 1, которая должна была пройти от бульвара Шахида Аятоллы Хагхани до города Рей с продолжением до кладбища Бехеште Захра. Вслед за линией 1 приступили к возведению линии 2, что должна была пройти от Дардешта до Площади Содегийе с продолжением до города Кередж и района Мехршехр.

Во время строительства линий 1 и 2 приступили к геологическим исследованиям, касающимся прокладки линий 3 и 4. В то же время иранские власти приняли решение передать строительство и обслуживание метрополитена компании "Метро", которую на протяжении одиннадцати лет возглавлял Асгар Ибрагим-Асла. За эти годы Ибрагим-Асла проделал колоссальную работу по обустройству тегеранского метрополитена.

Так, например, возглавляемая Асгар Ибрагимом-Асла компания получила разрешение на добычу руды в многочисленных шахтах Ирана и покупку дорогостоящих материалов, требуемых для строительства тегеранского метро. Несмотря на это, Ибрагиму-Асла не удалось довести дело до логического конца, и за год до открытия метрополитена его пост занял Мохсена Хашеми.

Таким образом, 7 марта 1999 года в Тегеране был введен в эксплуатацию первый участок метро, который проходил по земле и соединял между собой столицу Ирана и её пригород Кередж. Начиная же с 2000 года, линии 1 и 2 были открыты для коммерческого использования. Вагоны, следующие по этим линиям, были изготовлены компанией "CNTIC", а железнодорожное полотно обустроено организацией "VOEST ALPINE".