•  


Эмиль Ахундов: «Бакинское метро хотелось бы видеть очищенным от торгашей, толкучек»

American Association of Univerity Women AAUW RochesterHEMEL SEASON SKIгЂ‹ CENTRE 2005-2006 WINTER ATthis site
10 Янв 2009
Интервью Day.Az с заслуженным строителем Азербайджана Эмилем Ахундовым.

- Эмиль муаллим, совсем недавно после реконструкции бакинцы и гости столицы получили возможность увидеть новый, отреставрированный облик станции метро «Ичери Шехер». Как Вы считаете, насколько функциональным, удобным и вписывающимся в общий окружающий ансамбль оказался данный проект?

- В начале нашей беседы, я позволю себе небольшой ретроспективный экскурс. Нефтяной бум, XVIII - начало XIX веков. Азербайджанские миллионеры привлекают лучших архитекторов Европы. Строятся сказочные сооружения в Баку. Жилые дома, здания: Бакинской городской думы (ИВ города), Общественного собрания (Филармония), «Исмаиллия», театр Маилова (Оперный театр), дворец М. Мухтарова (дворец счастья), Городской приморский бульвар. Цивилизация мировой культуры, называет Баку, не иначе, как «Пальмира Востока». В этой среде росли и воспитывались жители нашего города-бакинцы.

1920 год. Советский Азербайджан. Новое поколение архитекторов. Социалистический реализм. Цензура над творчеством архитекторов. Реализуется план борьбы с архитектурными «излишествами». Серость, безликость. Были единичные исключения из общих правил, если архитектору покровительствовал, для выполнения судьбоносного проекта, руководитель государства. Слава Аллаху, что сегодня стало возможным проявление творческих инициатив.

В Баку за последние несколько лет стали строиться сооружения, отвечающие вкусам мировой культуры. В частности, я в восторге от завершенного Центра мугама на Приморском бульваре. Теперь поговорим о необычном архитектурном решении прозрачного покрытия над вестибюлем станции метро «Ичери Шехер». Это интересный замысел израильских архитекторов. Металлоконструкции усеченной пирамиды, пространственные ячейки которых заполнены специальными, высокопрочными стеклянными модулями. К сожалению, у большинства нынешних жителей нашего города, такие нестандартные для их восприятия архитектурные формы вызывают недоумение. Нас надо понять. Мы не одни в этом казусе.

Американский архитектор Пей Ио Мин - автор стеклянной «Пирамиды» в парадном дворе Лувра, но парижане, которые только спустя несколько десятилетий пришли в себя после «ужасного Монстра» - башни инженера Эйфеля, с гримасами страха, следили за возведением нового стеклянного монстра!

Но в итоге, французы стали участниками и свидетелями возникновения мировых шедевров: ажурной металлической башни инженера Эйфеля и стеклянного чуда, «Пирамиды»!

Британский лорд, сэр Норманн Фостер, архитектор, король хай-тека, подарил Астане величественную зеркальную, стеклянную, 62-метровой высоты «Пирамиду». Казахстанцы ее назвали «Дворец Мира и Согласия». Здесь - Государственный оперный театр, музеи. Говорю обо всем этом, дабы подчеркнуть прописную истину: искусство в любом своем проявлении спорно и воспринимается людьми неоднозначно.

В Баку появилось очень интересное, эстетичное, инженерное, архитектурное сооружение в формате хай-тек, но давайте все же дождемся оценки мировой общественности. Что же касается функциональности этого проекта, то его автор, израильская проектно- технологическая фирма, наряду с высокими требованиями к архитектурным решениям, руководствовалась жесткими нормами, предъявляемыми к созданию безопасных путей передвижения пассажиров.

Я имею в виду максимальный людской поток в часы пик, начиная от входа с улицы в кассовый вестибюль под стеклянным куполом, далее - пропускную способность по двум векторам эскалаторов - вниз до перрона и вверх в вестибюль, на улицу.

Конечно, по большому счету, думаю, что, подобные новации требуют совершенно нового подхода к своим обязанностям: от руководства метрополитена до уборщика. Здесь должен быть подготовлен грамотный, профессионально обученный персонал для эксплуатации подобных сооружений. По старой памяти, если в вестибюле будет организована толкучка-барахолка - это катастрофа. Думаю, что станция метро «Ичери Шехер» должна стать эталонно-базовой с точки зрения реанимации-реконструкции многих существующих отдельно стоящих верхних надстроек-вестибюлей станций метро, доведя их до высокого уровня архитектурной эстетики. Имею в виду метростанции «Азизбеков», «Нефтчиляр», «Нариманов», «Ахмедлы», «20 Января», «28 Мая».

Что же касается того, насколько вписывается новый облик верхнего яруса станции «Ичери Шехер» в окружение, то я считаю, что прежде всего, надо поработать хорошим архитекторам над задним планом купола станции.

Привести в порядок крепостную стену от здания ИВ и далее в Губернаторский сад. Осветить стену неназойливым светом. Такой опыт есть у известной бакинской фирмы. В визуальной оси: купол станции- крепостная стена - ось упирается в безобразное строение за крепостной стеной, кажется это гостиница. Надо подумать, куда ее деть.

Мое мнение, что после приведения общего антуража вокруг входа в метро в эстетический, ландшафтный порядок, здесь будет уместна реприза великого архитектора современности, автора метаболической архитектуры Кесю Курокавы, управляющего партнера разработки Генплана Астаны. Так вот, говоря о философии симбиоза в архитектуре, К.Куракава сказал: «Мы должны сочетать прошлое и будущее любого старого города». Это про нас, про наш город!

В подтверждении сказанного мэтром, давайте мысленно совершим с вами променад и поднимемся по улице Истиглалият вверх. Справа музей Низами, слева прекрасно омоложенный сквер Сабира, чуть выше «Исмаиллия» архитектора Плошко. Далее - Исполнительная власть города-творение Госславского, метро «Ичери Шехер», напротив - величественное здание Мирзабекова, далее Губернаторский сад (мне нравятся приемы идущей реставрации), ажурная бомбоньерка-Филармония, напротив - сказочный жилой дом братьев Садыховых.

Повернули к спуску, в сторону моря. Справа два двухэтажные жилых дома де Бура (арх. Фон дер Нонне), ниже чудесный сквер, напротив, продолжение Губернаторского сада. И далее здание фонда Гейдара Алиева, рядом ажурное здание ГНКР (арх. Плошко). Как видим, К.Куракава прав!

- Вернемся все же к основной теме нашего разговора. Чем Вы объясняете то, что уже на второй день после открытия крыша на станции метро «Ичери шехер» протекала?

- Вокруг этой протечки очень много шума в СМИ. Инженеры-конструкторы, строители знают, что такие комплексные конструкции должны пройти «пуско-наладку», то есть испытания в небольшом времени.

Я был под куполом. На этот счет у меня свои технические соображения в оценках такого рода ситуаций. Во-первых, после завершения строительно-монтажных работ, строительными нормами допускаются различные деформации сооружений малой величины. Во-вторых, вы помните зимние температурные колебания, которые также «тревожат» стыки сочленений в комплексных конструкциях.

Здесь имеются еще несколько факторов, которые могут в допустимых величинах вызвать локальные протечки и микротрещины. Это нормально. Там уже подтянули - стеклопакеты, обработали герметиком микропустоту. Одним словом, не так страшен черт, как его малюют. Стало быть, констатирую: много шума из ничего!

- А сколько, на Ваш взгляд, могло уйти средств на эту реставрацию?

- Не смогу ответить. Можно просто нечаянно угадать. Наше ремесло требует объективную реальность и точность. Здесь все должно быть корректно. Дайте мне сводную смету объекта, и тогда мой ответ будет с точностью до копейки.

- Но почему на отреставрированной станции метро «Ичери Шехер» по-прежнему функционирует, пусть и покрашенный, но все же советский эскалатор, и как Вы оцениваете состояние вагонов и рельсов в бакинском метро?

- Дело в том, что вся система метрополитена в советское время, проектировалось с учетом повышенных требований, как объекты (бомбоубежище) глубокого залегания. Все технологические машины, механизмы, их узлы и агрегаты проектировались и изготавливались только исходя из жестких норм и стандартов. Отсюда и гарантированная эксплуатационная прочность, в том числе, и эскалаторов в наклонных галереях нашего метро.

Специалисты бакинского метрополитена, на мой взгляд, обеспечивают нормальную работу всех систем. Я не слышал о случаях серьезных неполадок в эксплуатации подвижного состава и работы периферийного оборудования. Но сегодня вообще, не только для метро, рельсы делаются из новых технологичных, высокопрочных композитных и других материалов. Кроме прочих преимуществ, эти рельсы не «шумят» при езде по ним, а главное, не услышишь шума на стыках рельсов, впечатление, что нет стыков. Скорость передвижения по ним более 300 км в час.

Что касается вагонов, метрополитен продолжает и сегодня покупать вагоны Мытищинского вагоностроительного завода из Подмосковья. Надежные вагоны, с минимальной комфортностью. Очевидно, наступило время для использования современных средств, обеспечивающих высококомфортное перемещение пассажиров в метро. Это архисерьезная задача.

- Резюмирующий вопрос: каким бы Вы хотели видеть бакинское метро?

- Прежде всего, метро служит людям. Ежесуточно оно перевозит сотни тысяч пассажиров. Я, скорее, хотел бы видеть культурного пассажира. Людей, не грызущих семечек, не режущих сиденья, не орущих и галдящих. Людей с этическими нормами поведения. Больная для нас тема. Культура поведения нынешней молодежи, но не только их, еще долго будет причиной нашего недомогания. Бакинское метро хотелось бы видеть очищенным от торгашей, толкучек. Хотелось бы видеть опрятно одетых и нормально относящихся к пассажирам представителей линейного персонала метро.

Сегодня, благодаря личному вмешательству президента Азербайджана господина Ильхама Алиева, в Баку вводятся в эксплуатацию и продолжают строиться новые линии метро. Думаю, что надо проложить метро линии до Аэропорта, Сабунчей, Сураханов, Лок-Батана и в другие рабочие районы Баку.

Нам представляется, что при известных обстоятельствах прибыли метрополитена могли бы быть конкурентными к нефтедолларам и быть большим бюджетным подспорьем страны.

В Киеве, Москве части метротрассы проложены по поверхности земли. Эти трассы огорожены сетчатыми барьерами от прохода животных, людей. Это ощутимо экономное, минимально капиталоемкое решение доставки пассажиров до мест назначения. В нашем случае, надо продумать вопрос технической адаптации существующих рельсовых путей электричек (электропоездов) под колею метровагонов.

Конечно, надо серьезно реконструировать все железнодорожные пути, приспособить их для скоростного движения метропоездов. Все это хозяйство подчинить бакинскому Метрополитену.

Обсудить на форуме