Карта метро Санкт Петербурга

Первые проекты метрополитена в Санкт-Петербурге были разработаны в конце 19 века: в 1889 году была спроектирована линия метро между Балтийским и Финляндским вокзалами. В 1901 г. инженеры В.Н. Печковский, П.И. Балинский предложили свои проекты метрополитена, но все они не были реализованы из-за финансовых сложностей. Вопрос о строительстве метро был также отложен из-за экономических сложностей после переноса столицы в Москву. Вновь о строительстве метрополитена заговорили только в 1938 году.

Начало строительства метро Санкт-Петербурга приходится на 1939 год, когда в городе была открыта организация "Дирекция строительства НКПС-5". Впоследствии на её основе был создан Ленинградский филиал института "Метротранс", который затем был преобразован в отдельную проектную организацию. Тем не менее, власти Ленинграда не смогли приступить к полноценному строительству метрополитена, так как началась Великая Отечественная Война.

Строительство петербургского метро возобновилось в 1945 году. Однако из-за серьёзных повреждений, полученных во время войны, часть шахт, сооружённых до начала военных действий, была ликвидирована. Сама трасса, где должен был проходить метрополитен, претерпела некоторые изменения. В итоге трасса первой очереди была поделена на два участка, один из которых должен был связать между собой площадь Восстания и Нарвскую заставу, а второй – Выборгскую сторону и Финляндский вокзал.

Следует отметить, что строительство метрополитена Санкт-Петербурга велось в очень сложных геологических условиях. Существовало даже мнение, что сооружение метро в болотистых грунтах дельты Невы нельзя проводить ни при каких обстоятельствах. Несмотря на это, строительство метрополитена было продолжено, так как специалисты Горного института установили, что оно может быть выполнено на большой глубине, колеблющейся в пределах 50-100 метров.

Прокладка тоннелей петербургского метро велась преимущественно проходческими щитами механизированного типа. Установка же чугунных тюбингов осуществлялось с помощью специального оборудования, называемого "эректоры". В целом же строительство первой очереди метрополитена Санкт-Петербурга длилось десять лет, потому что все тоннели прокладывались закрытым способом, а опыта обустройства подземных транспортных коммуникаций по такой технологии у специалистов не было.

Первый участок петербургского метро был сдан в эксплуатацию 6 ноября 1955 года. Регулярные же пассажирские перевозки в метрополитене Санкт-Петербурга (в те времена - Ленинграда) начались 15 ноября того же года. Станции первого участка петербургского метро выполнены в монументально-помпезном стиле. В связи с этим на их оформление ушло около 22000 и 10000 квадратных метров мрамора и гранита соответственно.

К 2002 в Санкт-Петербурге действуют 4 линии метрополитена общей протяженностью 98,6 км с 58 станциями, имеющими 64 вестибюля. Объем пассажироперевозок составляет 2,23 млн. человек в сутки, средняя скорость движения - 38,8 км/ч. Работают 5 депо обслуживания и одно депо обслуживания. Самое длинной расстояние между станциями -"Пл. Александра Hевского" - "Елизаровская" (4,7 км), самый короткий перегон - "Технологический институт" - "Пушкинская" (0,8 км).

В 2002 городское правительство одобрило программу развития Санкт-Петербургского метрополитена до 2015 года. Разрабатывается строительство полукольца с 4 станциями от "Василеостровской" до "Выборгской", линии с 4 станциями от ст. "Московские ворота" до ул. Маршала Казакова и участка от ст. "Сенная пл." до Театральной пл. Планируется ввести линии от Сенной площади до Бухарестской ул. с 6 станциями.